Село Мискинджа
Администрация СП "село Мискинджа" Докузпаринский район

Новости и репортажи

Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за загрязнение атмосферного воздуха, нару-шения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов: Административная ответственность: Часть 3 статьи 8.21 КоАП РФ: Нарушение правил эксплуатации, неис-пользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и кон-троля выбросов вредных веществ в атмо-сферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; - на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Уголовная ответственность наступает по ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих ве-ществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воз-духа. О нарушениях закона можно сообщить: В Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру по адресу: ул. Дарвина, д. 9, г. Тверь, 170034 или че-рез Интернет-приемную на Едином пор-тале прокуратуры и через Единый портал государственных услуг. ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУ-РА Памятка Охрана атмосферного воздуха Эксплуатация установок очистки газов г. Тверь 2024 Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государ-ственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучше-ния качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздей-ствия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз-духа», далее Закон № 96-ФЗ). Источник выброса - сооружение, техни-ческое устройство, оборудование, кото-рые выделяют в атмосферный воздух за-грязняющие вещества (ст. 1 Закона № 96-ФЗ). Установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания вы-бросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Запрещаются строительство, эксплуата-ция объектов капитального строитель-ства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств кон-троля за выбросами загрязняющих ве-ществ в атмосферный воздух (ст. 16 Закона № 96-ФЗ). Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с прави-лами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ). Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Ми-нистерства природных ресурсов и эколо-гии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498, устанавливаю обязательные для соблюдения требования по охране атмо-сферного воздуха при эксплуатации юри-дическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее – газоочистная установка, ГОУ) (далее – Правила № 498). Правила не распространяются: - на ГОУ от передвижных источников; - на ГОУ, являющиеся неотъемлемой ча-стью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух; - на ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух (п. 2 Правил № 498). ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического обо-рудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. (ст. 16.1 Закона 96-ФЗ, п. 9 Правил № 498) Хозяйствующий субъект, эксплуатирую-щий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, техническо-го осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по экс-плуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за экс-плуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Данная документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ. (п. 18 Правил № 498). Технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны про-водиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или ру-ководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное (п. 21 Правил № 498).

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет. Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды). Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды). Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в соответствии с компетенцией: - Министерством природных ресурсов и экологии РФ, - Министерством сельского хозяйства РФ, - Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, - Федеральными агентствами лесного хозяйства, по недропользованию, водных ресурсов, по рыболовству, - Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, - исполнительными органами субъектов Российской Федерации, - Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Постановлением установлено, что государственный экологический мониторинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Кроме того, внесены изменения в Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, водных биологических ресурсов, Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды и иные документы. Постановлением установлено, что в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды размещаются: сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; информация, включенная в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; информация о радиационной обстановке; информация о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и иные сведения.

Дербентская межрайонная прокуратура разъясняет законодательство об охране лесов от пожаров. С 01.01.2024 вступили в силу поправки в Лесной кодекс Российской Федерации. Вводится понятие "уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар", под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по ликвидации ландшафтных (природных) пожаров. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством РФ. Нововведения коснулись ст. 53.1 Лесного кодекса РФ: - введено понятие противопожарного обустройства лесов, которое представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров; - дополнительно предусматривается создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; - статья дополнена новой частью, в которой предусмотрен перечень мероприятий, включенный в противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах, а именно издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации; проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения; иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. В Лесной кодекс РФ введена новая статья 53.9 - меры экстренного реагирования. Меры экстренного реагирования - это комплекс мероприятий, направленных на оперативное привлечение сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса полномочия, в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда. Меры экстренного реагирования включают в себя: 1) обеспечение готовности сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования на лесные пожары; 2) оперативную доставку федерального резерва экстренного реагирования к местам тушения лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, и обратно к местам постоянной дислокации, в том числе авиационными средствами; 3) тушение лесных пожаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении мер экстренного реагирования.

Дербентской межрайонной природоохранная прокуратура разъясняет судебную практику о взыскании с организации убытков за уклонение от заключения государственного контракт. Арбитражным судом Московского округа оставлены в силе решения нижестоящих судов о взыскании с организации убытков за уклонение от заключения государственного контракта. Суд взыскал разницу в цене контракта с организации, уклонившейся от заключения контракта. Так, организация была признана победителем в электронном аукционе ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» на поставку средств индивидуальной защиты. Несмотря на это, фирма уклонилась от заключения контракта и не представила обеспечение его исполнения, а второй участник отказался от возможности его подписания. Это послужило причиной проведения заказчиком новой закупочной процедуры, по результатам которой товар приобретен по более высокой цене. Суды пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между бездействием организации – «уклониста» и дополнительными затратами заказчика, в связи с чем взыскали разницу между предложенной победителем в первоначальной закупке цене и стоимостью контракта по итогам повторной закупки. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2024 № 305-ЭС23-25551 в передаче кассационной жалобы участника закупки для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников Федеральный закон от 12.12.2023 № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами. Согласно Федеральному закону биологическими отходами признаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Предусматривается подразделение биологических отходов на две категории: умеренно опасные биологические отходы и особо опасные биологические отходы. Федеральным законом устанавливаются особенности сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов. В частности, допускается уничтожение биологических отходов только с использованием объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников. Кроме того, запрещается создание новых скотомогильников и предусматривается ликвидация существующих скотомогильников в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации (за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, заражённые возбудителем сибирской язвы). Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся учёта организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, а также объектов уничтожения биологических отходов. Устанавливается, что данный учёт осуществляется Минсельхозом РФ посредством включения соответствующей информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии. Определяются особенности содержания и (или) эксплуатации объектов биологических отходов и ликвидации скотомогильников. В Водный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым правовым регулированием отношений в области обращения с биологическими отходами. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положения о запрете строительства новых скотомогильников, оно начнет действовать с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2024 года установлена административная ответственности за нарушение порядка предоставления информации во ФГИС учета твердых коммунальных отходов и учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. С 1 марта 2024 года установлена административная ответственности за нарушение порядка предоставления информации во ФГИС учета твердых коммунальных отходов и учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Статья 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена положениями об административной ответственности: - за нарушение сроков или периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов либо размещение в указанной системе недостоверной информации или информации не в полном объеме предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 70 тыс. руб., на юридических лиц – от 70 до 150 тыс. руб.; - за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления сроков или периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов либо размещение в указанной системе недостоверной информации или информации не в полном объеме предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб. Добавлена новая статья 8.5.3 КоАП РФ предусматривающая наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 70 тыс. руб., на юридических лиц – от 70 до 150 тыс. руб., за нарушение порядка представления информации в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в данной системе

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в законодательстве в сфере охраны лесов от пожаров. В целях реализации положений Федерального закона от 24.07.2023 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации и Рослесхозом России издан ряд важных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы предупреждения и ликвидации лесных и природных пожаров (постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2263, от 27.12.2023 № 2332). Введено понятие «уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар», под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по их ликвидации. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством России. Утверждены муниципальный, региональный и федеральный уровни реагирования, устанавливаемые органом местного самоуправления, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и решением федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров или решением соответствующей Правительственной комиссии соответственно. Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования. В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств). При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых лесные пожары тушатся с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (зоны контроля лесных пожаров). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров, и осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации, которые разрабатываются на 5 лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава сельского поселения "Село Мискинджа" и Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "село Мискинджа", Утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения "село Мискинджа" от 29.12.2023 г. № 16, решением конкурсной комиссии о представлении двух кандидатур на рассмотрение Собрание депутатов сельского поселения "село Мискинджа", Собрание депутатов сельского поселения "село Мискинджа", РЕШИЛО: 1. Утвердить результаты открытого голосования по избранию главы сельского поселения "село Мискинджа". 2. Избрать главой сельского поселения "Село Мискинджа" Канберова Рузмедина Магомедагаевича сроком на 5 лет в соответствии с частями 1-6 статьи 31 действующего Устава муниципального образования "село Мискинджа". 3. Избранному главе сельского поселения "село Мискинджа" Канберову Р.М. вступить в должность согласно Уставу муниципального образования "село Мискинджа" . 4. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания, подлежит опубликованию в районной газете "Эренлардин сес" и размещению на официальных сайтах МР "Докузпаринский район" и сельского поселения "Село Мискинджа" в сети Интернет.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в сфере содержания диких животных в неволе. Условия неволи – это искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека. Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» установлено, что дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, подлежат конфискации. Конфискованные дикие животные подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение этих животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с такими животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795. Так, запрещено содержать и использовать животных, представляющих опасность для их владельцев (крупных хищных животных, ядовитых животных), а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от условий содержания их в неволе. Это может отрицательно повлиять на состояние здоровья диких животных, вплоть до гибели. В список запрещенных диких животных вошли, в том числе тигры, львы, медведи. При этом если животное приобретено до 1 января 2020 года, оно может находиться на содержании владельца до наступления естественной смерти такого животного. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 819 установлены особые случаи, при которых допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию, с обязательным уведомлением территориального органа Росприроднадзора и включают в себя: - временное содержание пострадавших и (или) травмированных животных из перечня запрещенных к содержанию, находящихся в состоянии, которое не позволяет возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию диких животных; - лечение животных и искусственное выкармливание детенышей и молодняка животных сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов для животных, питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации, на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов. Законодательство предусматривает обязательность получения разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от специально уполномоченных государственных органов. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение вышеизложенных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность: ст. 7.11 КоАП РФ – пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения; ст. 8.35 КоАП РФ – причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, в том числе их уничтожение; ст. 8.37 КоАП РФ – нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира; ст. 245 УК РФ – жестокое обращение с животными; ст. 258.1 УК РФ – незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет новые требования в законодательстве об охране окружающей среды в деятельности по обращению с отходами, принятые с целью реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла». С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом урегулирован порядок обращения со вторичными ресурсами и побочными продуктами производства. Ко вторичным ресурсам отнесены отходы, которые в результате их раздельного накопления, сбора или обработки либо образованные в процессе производства могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии. Хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию вторичных ресурсов либо передать их другим лицам в целях утилизации. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, также обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Вторичное сырье - это продукция, полученная из вторичных ресурсов. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, и не являющиеся целью данного производства, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции. Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение указанных веществ и предметов к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения их в федеральный классификационный каталог отходов. Побочные продукты производства подлежат отдельному учету обособленно от учета основной продукции производства и отходов. Ежегодно до 25 марта хозяйствующие субъекты должны представлять в уполномоченные государственные органы информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам. Указанная информация отражается также в программе производственного экологического контроля. При обращении с побочными продуктами производства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов. По общему правилу побочные продукты производства не признаются отходами. Отходами такие побочные продукты являются в двух случаях: - если они были размещены на полигоне; - если в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 4249-р установлен перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Среди них указаны воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов, растворы, содержащие соли и оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях, и ряд других.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике